ПРИКАЗ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ
1. Общие положения
2. Обеспечение надежности водителей автобусов
3. Содержание автобусов в технически исправном состоянии
4. Обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок
5. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 1997 г. N 1302
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 января 1997 г. N 2
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 133-р "О реализации Федерального закона "О безопасности дорожного движения" приказываю:
1. Утвердить "Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".
2. Департаменту автомобильного транспорта, Дорожному департаменту и Департаменту Российской транспортной инспекции принять меры по организационно - методическому обеспечению реализации настоящего Положения органами управления автомобильным транспортом на местах, владельцами транспортных средств, осуществляющими перевозки пассажиров, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, дорожными организациями и отделениями Российской транспортной инспекции.
3. Департаменту Российской транспортной инспекции при проверке лицензируемой деятельности в части обеспечения безопасности дорожного движения руководствоваться требованиями настоящего Положения.
Министр
Н.П.ЦАХ
Утверждено
Приказом
Министра транспорта
Российской Федерации
от 8 января 1997 г. N 2
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ
1.1. Настоящее Положение определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.
1.2. В Положении используются следующие основные понятия и термины:
1.2.1. "Автобус" - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3);
1.2.2. "Автобусный маршрут" - установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами;
1.2.3. "Вид автобусных перевозок" - характеристика автобусных перевозок по следующим основным признакам:
1.2.3.1. Регулярности осуществления:
- регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках),
- разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом);
1.2.3.2. Территориальному:
- городские;
- пригородные;
- междугородные;
- международные;
1.2.3.3. Назначению:
- общего пользования;
- туристско - экскурсионные;
- специальные (школьные, вахтовые, доставка работников на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, в отдаленных районах сельской местности и т.п.);
1.2.4. "Нормирование скоростей" - установление норм времени (скорости) движения автобусов между остановочными пунктами;
1.2.5. "Опасные участки" - участки автомобильных дорог, проезд по которым сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно - транспортные происшествия либо повышенной тяжестью их последствий: участки, движение по которым связано с существенным изменением режимов движения; участки, на которых установлены или должны быть установлены предупреждающие дорожные знаки или проведены иные организационно - технические мероприятия.
1.2.6. "Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
1.3. Требования настоящего Положения обязательны для:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции);
- юридических лиц (дорожных, коммунальных и иных организаций), осуществляющих содержание, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог, улиц, а также расположенных на маршрутах автобусных перевозок искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, технических средств организации дорожного движения; установку и эксплуатацию в непосредственной близости от автомобильных дорог рекламных и иных сооружений, способных повлиять на безопасность перевозок пассажиров автобусами.
1.4. Требованиями настоящего Положения рекомендуется руководствоваться:
- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, осуществляющим функции управления деятельностью по удовлетворению потребностей населения в автобусных перевозках и обеспечению безопасности этих перевозок.
1.5. Контроль за соблюдением требований настоящего Положения осуществляется органами: Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции и другими органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за соблюдением требований законодательства и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения <*>.
2. Обеспечение надежности водителей автобусов
2.1. Основные требования по подготовке водителей, условия и порядок получения права на управление автобусами определяется Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.
2.2. К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
2.3. К деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования:
2.3.1. К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
2.3.2. В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности <*>, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.
3. Содержание автобусов в технически исправном состоянии
3.1. Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
3.2. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
3.3. На горных маршрутах допускается использование автобусов с пробегом не более 300 тысяч километров с начала их эксплуатации. При этом высота рисунка протектора шин автобуса должна быть не менее 3,0 мм.
3.4. Автобусы, используемые на горных маршрутах, должны быть оборудованы передними противотуманными фарами и вспомогательными фарами заднего хода.
4. Обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок
4.1. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
4.2. Регулярное автобусное движение может быть организовано на дорогах I - IV категории.
4.3. Дорожные, коммунальные, другие организации при введении временных ограничений или прекращении движения на участках дорог и улиц, по которым проходят автобусные маршруты (при проведении мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д.), обязаны своевременно <*> информировать об этом владельцев автобусов, осуществляющих перевозки на соответствующих автобусных маршрутах, согласовать с органами Государственной автомобильной инспекции варианты объездных путей, при необходимости произвести дорожные работы и оборудовать их необходимыми средствами организации дорожного движения.
Автобусные остановки
4.6. Выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
4.7. Порядок содержания и уборки автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек, обеспечивающих движение пешеходов к остановке, определяется органами исполнительной власти соответствующей территории.
Железнодорожные переезды
4.8. Переезды на всех железных дорогах должны быть оборудованы и содержаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов, утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
4.9. Юридические лица, в ведении которых находятся железнодорожные пути, должны своевременно <*> информировать владельцев автобусов, осуществляющих регулярные автобусные перевозки, дорожные организации, а также органы Государственной автомобильной инспекции о плановых мероприятиях по реконструкции и ремонту железнодорожных переездов или пути, при которых нарушается или затрудняется пропуск транспортных средств на автобусных маршрутах, согласовывать с ними порядок движения через переезд или объезд его на время выполнения указанных мероприятий.
Паромные переправы
4.13. Перевозки автобусов на паромах производятся в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и грузов на переправах через реки, каналы и другие водоемы.
В темное время суток <*> плавсредства и причалы паромной переправы должны быть освещены. При отсутствии надлежащего освещения причалов перевозка автобусов в темное время суток на паромной переправе запрещается.
4.14. Перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается.
Обследование автобусных маршрутов
4.15. С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
4.16. Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании:
- информации о маршруте, представляемой владельцем автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте;
- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;
- сведений о местах концентрации дорожно - транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами Государственной автомобильной инспекции;
- непосредственного обследования, путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.
4.17. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности (пункт 4.1 настоящего Положения) в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно - транспортных происшествий на маршруте.
4.18. Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений <*>. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.
5. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров
5.1. Организация перевозок на новых и действующих автобусных маршрутах осуществляется в установленном порядке.
Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п. п. 4.15 - 4.19.
5.2. Владельцы автобусов обязаны:
5.2.1. Составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
5.2.2. Разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
5.2.3. Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
5.2.4. Выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно - климатических условий <*>, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости.
Перевозки пассажиров в регулярном городском, пригородном и междугородном сообщении
5.9. Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).
5.10. Не допускается сокращение предусмотренного графиком времени отдыха водителей, прибывших в промежуточный или конечный пункт маршрута (автовокзал, автостанцию), с нарушением этого графика. Если время опоздания не позволяет соблюсти установленную продолжительность рабочего времени, организуется укороченный рейс, замена водителя или изыскивается иное решение, исключающее управление автобусом водителем сверх нормативной продолжительности рабочей смены.
5.11. Владельцы автобусов при осуществлении перевозок в междугородном сообщении обеспечивают проведение обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) в установленном порядке <*>.
Туристско - экскурсионные, специальные перевозки и перевозки по разовым заказам
5.12. Оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско - экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист.
5.13. Туристско - экскурсионные, школьные, вахтовые перевозки, доставка работников на производственные объекты, сельскохозяйственные работы, доставка пассажиров к местам массового отдыха и т.д. по маршруту, не совпадающему с маршрутами регулярных перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов Государственной автомобильной инспекции, предоставляемой заказчиком. Если дорожные условия на маршруте не обеспечивают безопасность перевозки пассажиров, автобусы заказчику не предоставляются.
5.14. Туристско - экскурсионные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п. п. 5.2 - 5.8 настоящего Положения.
5.15. При длительной эксплуатации автобуса в отрыве от основной базы контроль за работой водителя на линии, его физическим состоянием, техническим состоянием автобуса возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автобус.
5.16. При туристско - экскурсионных перевозках и перевозках по заказам заказчик обеспечивает:
- подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения;
- проведение инструктажа туристов о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;
- руководителей групп - списком пассажиров, заверенным заказчиком, копией уведомления органов Государственной автомобильной инспекции о перевозке детей;
- водителей - местами отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе);
- стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовку его к обратному рейсу.
5.17. Владелец автобуса обязан:
- проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, а при туристско - экскурсионных перевозках - также о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей - о правилах осуществления таких перевозок;
- назначить контрольное время возвращения автобуса, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса.
Перевозка детей
При организации перевозок детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:
5.18. Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.
5.19. Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами. Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.
5.20. Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
5.21. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
5.22. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
5.23. При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Перевозки на горных маршрутах
5.24. Отнесение автобусных маршрутов к категории горных проводится на основании действующих нормативных документов комиссиями, осуществляющими обследование автобусных маршрутов.
5.25. Нормирование скоростей движения автобусов на горных маршрутах производится на основании проведения пробных рейсов с водителями разных возрастных групп, в разное время года и при различных погодных условиях.
5.26. Для работы на горных маршрутах допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет при условии прохождения стажировки на этих маршрутах сроком не менее 6 дней. При переводе с одного горного маршрута на другой проводится стажировка водителей на новом маршруте в течение 1 - 2 дней; при переводе с одной марки автобуса на другую - в течение 3 - 4 дней.
5.27. Владельцы автобусов не реже двух раз в год (перед сезонными изменениями дорожно - климатических условий) обязаны обеспечить проведение занятий с водителями, обслуживающими горные маршруты, по особенностям управления автобусами в горных условиях.